Томатис

Метод «TOMATIS®» — это система слуховых тренировок

Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух.

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

  • Восстановить способность слушать возможно путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
  • Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
  • Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Когда рекомендован метод Томатиса?
Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях:

  • Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
  • Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
  • Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
  • Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
  • Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
  • Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
  • Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

Какие результаты?

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

  • качество речи – 74%;
  • понимание чтения – 85%;
  • внимание, усидчивость – 86%;
  • память – 73%;
  • коммуникативные навыки – 89%.

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

Противопоказания:
Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни;
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
  • отит;
  • наличие кохлеарного имплантата;
  • кисты головного мозга;
  • эпилепсия.

Как это происходит?

Метод удобен тем, что не требует от ребенка никаких усилий. Ребенок в наушниках слушает музыку. При этом он может заниматься любым спокойным делом: строить из конструктора, рисовать, лепить из пластилина в сопроваждении психолога.

Метод Tomatis® действует с помощью уникального портативного аппарата, называемого TalksUp®  который позволяет модифицировать звуки музыки с помощью особых фильтров. Из обычного звука поочередно «вырезаются» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты.

При прослушивании музыки эти изменения практически незаметны. Но когда ребенок слушает такую запись, мышцы его среднего уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления.

Во время тренировок ребенок слышит музыку через наушники. Кроме этого звук передается с помощью специального виброустройства, прикрепленного к наушникам. Это явление называется «костной проводимостью». Благодаря костной проводимости, звук попадает прямо во внутреннее ухо. Так внутреннее ухо готовится к восприятию звука, передающегося через наружное ухо и барабанную перепонку.

Для тренировок используются записи музыки Моцарта,вальса,марша и григорианских песнопений

Наш центр является современным, многопрофильным учреждением, где каждый может получить комплексную, всестороннюю помощь в решении эмоциональных, поведенческих, когнитивных и коммуникативных проблем. Подберем индивидуальную программу развития и обучения, получите профессиональную поддержку консультантов метода Томатис (высшего) уровня, психолога, дефектолога и логопеда.

Центр семейного здоровья и развития «Rain Light»
имеет международный сертификат высшего уровня
аккредитации от TOMATIS development S.A

Наши преимущества:

Индивидуальная программа
Аудиотест TLTS
Активное слушание (с микрофоном)
Психологическое и медицинское сопровождение

Сможем помочь с такими вопросами:

  • Проблемы с психоречевым развитием
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Нарушения речи или ее отсутствие
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Детский аутизм в раннем возрасте
  • Синдром Дауна
  • ДЦП

Результаты:

  • Повышение психоречевого развития
  • Улучшение социальных и коммуникативных навыков
  • Развитие словарного запаса
  • Адаптация в ДОУ
  • Улучшение моторики

Сможем помочь с такими вопросами:

  • Проблемы с психоречевым развитием
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Нарушения речи или ее отсутствие
  • Нарушение концетрации внимания и памяти
  • Нарушение моторики
  • Адаптация в ДОУ и начальной школы
  • Дисграфия и дислексия
  • Социальная адаптация в коллективе
  • Плохое поведение в школе и дома

Результаты:

  • Повышение психоречевого развития
  • Улучшение социальных и коммуникативных навыков
  • Развитие словарного запаса
  • Быстрая адаптация в ДОУ и школе
  • Повышение внимания и памяти
  • Улучшение когнитивных навыков
  • Улучшение общественных взаимоотношений
  • Улучшение поведения в школе и дома
  • Успешность в обучении
  • Устойчивость к стрессу и эмоциональное равновесие

Сможем помочь с такими вопросами:

  • Проблемы с психоречевым развитием
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Нарушения речи или ее отсутствие
  • Нарушение концентрации внимания и памяти
  • Нарушение моторики
  • Дисграфия и дислексия
  • Соцадаптация в коллективе
  • Плохое поведение дома и в школе
  • Проблемы в обучении и неорганизованность
  • Проблемы взаимоотношений с детьми и родителями
  • Низкая самооценка и отсутствие интереса к учебе

Результаты:

 

  • Повышение психоречевого развития
  • Улучшение социальных и коммуникативных навыков
  • Развитие словарного запаса
  • Быстрая адаптация в ДОУ и школы
  • Улучшение внимания и памяти
  • Улучшение когнитивных навыков
  • Улучшение общественных взаимоотношений
  • Улучшение поведения в школе и дома

Сможем помочь с такими вопросами:

  • Нарушение концентрации внимания и памяти
  • Нарушение мелкой и крупной моторики
  • Дисграфия и дислексия
  • Социальная адаптация в коллективе
  • Плохое поведение дома и в школе
  • Проблемы в обучении и неорганизованность
  • Проблемы взаимоотношенияй с детьми и родителями
  • Низкая самооценка и отсутствие интереса к учебе
  • Стрессы и депрессии

Результаты:

 

  • Улучшение социальных и коммуникативных навыков
  • Улучшение внимания и памяти
  • Улучшение когнитивных навыков
  • Улучшение общественных взаимоотношений
  • Улучшение поведения в школе и дома
  • Успешность в обучении
  • Устойчивость к стрессу
  • Эмоциональное равновесие
  • Увеличение творческого потенциала

Сможем помочь с такими вопросами:

  • стимуляция памяти
  • пониженная самооценка, отсутствие мотивации
  • неуверенность в себе
  • профессиональная и хроническая усталость
  • нарушение сна
  • депрессия, беспокойство, повышенная возбудимость
  • развитие способности к пению, игре на музыкальных инструментах
  • восстановление активной деятельности головного мозга в зрелом и пожилом возрасте
  • сложности в изучении иностранного языка

Результаты:

  • Улучшение внимания и памяти
  • Нормализация сна
  • Повышение устойчивости к стрессам
  • эмоциональное равновесие
  • Развитие творческих способностей
  • Укрепление самооценки, а также воли и мотивации к успехам
  • Ускорение изучения иностранного языка, особенно в восприятии на слух